История одного слова...
☀ द्युति dyuti ~ Светило светил.
В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой deiuo, «дневное сияющее небо», понимаемое как верховное божество (а затем и как обозначение бога вообще и класса богов): ср. хетт. šiuna-, «бог», šiuatt-, «день», лувийск. tiuaz, «бог солнца», др.-инд. deva, дева - «бог», dyaus, «небо» (Дьяус как божество), авест. daeva, «дэв», «демон», греч. Ζεύς, род. падеж Διός, «Зевс, бог ясного неба», лат. deus, «бог», dies, «день», др.-исл. tivar, «боги», литов. dievas (Диевас - «бог») и т. д.
В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом-«патриархом», это верховное божество выступает как «бог-отец», deiuos pater: др.-инд. Dyaus pitar, греч. Ζεύς πατήρ лат. Iupiter (Юпитер), Diespiter, умбр. Iupater, иллир. Δειπάτυρος частичные продолжения этого обозначения в лувийск. tiuaz tatiš, палайск. tiiaz papaz и т. д., или сохранение той же модели в латыш.
Debess tçvs, «небо-отец».Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - «тёмная», «чёрная») как женское божество - мать. Ср. у Гомера Δημητηρ, Деметра - богиня плодородия (букв. «земля-мать»), фриг. (μα, «богиня-мать», рус. «земля-мать» (совпадение по этимологии) и частичные соответствия: др.-инд. prthivi matar, «земля-мать», и хетт. Dagan-zipas, «душа земли» (см. также в ст. Земля).
Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyavâ-prthivî, «небо-земля», дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.
Источник: Мифы народов мира, В. Н. Топоров
~~~~~~~☼~~~~~~~
Словарь Б. Л. Смирнова: द्युति dyuti (Б-г) (II-2) XI, 17; ж. р. блеск, достоинство.
Словарь Фриша: /dyut/ /dyotate/ /dyotati/ /dyutita/ /dyut/ /dyotate/ /dyotati/ /dyutita/ √dyut dyotate, (-ti), pp. dyutita; блестеть, сиять
Саяна: mahābuddhir-mahāvīryo mahāśaktir-mahādyutiḥ |Самый разумный, Самый могущественный, Неимоверно сильный, Ослепительно сияющий.
Шрути: «Махадйутих» – Тот, Чьё «дйутих», или сияние, «махати» – велико, как внутри, так и снаружи.
«(Он –) Само сияние» («Бр.а.у.» 4.3.9,14), «Светило светил» («Му. у.» 2.2.9) и т.д.
Ригведа:
rv06.002.06 dyutā Ведь словно солнце сиянием,
rv06.039.03 dyotayad adyuto неосвещенные ночи
#санскрит #история_одного_слова
#деус #dyeus